Классические философские системы не более совершенны по сравнению с бесконечным множеством современных философских теорий. Их превосходство лишь в том лишь, что они были первыми. Многие современные трактаты, безусловно, выигрывают с научно-формальной точки зрения, но они неизбежно носят налет вторичности. И не потому, что их создатели уступают в интеллекте своим предшественникам, а просто темы исчерпали себя. И это так, с какой бы стороны ни взглянуть. Следует, наверное, согласиться, что все возможные точки зрения на проблему человеческого познания уже отражены. С другой стороны, читающая просвещенная публика уже и не жаждет получить новых откровений. В каждом современном тексте она неизбежно видит лишь оригинальное представление уже известных тезисов.

Я очень хорошо понимаю современных пророков от философии. Они искренне убеждены, что им открылась истинная сущность мироустройства. Они публикуют свои труды в интернете. А результат нулевой. Никто не восхищается, не всплескивает руками, не кричит: вот она, Истина! Это происходит не потому, что в трактатах современных мыслителей есть ошибки или они недостаточно доходчиво написаны. Просто, как ни крути, в результате получается один из известных «измов» или их симбиоз, который возможно и интересен, виртуозно литературно изложен, но с познавательной стороны уже ничего не добавляет к той смеси философских взглядов, что стихийно сложилась в головах современных людей.

И создатели философских концепций не виноваты. Они не пытаются обмануть себя и своих потенциальных читателей. Они действительно ощутили, познали, поняли сущность Мира. Но на бумаге получается лишь перетасовка известного ряда категорий. Показательна в этом отношении интернетовская забава, когда из случайного набора философских терминов программа составляет синтаксически правильный текст. Так вот, практически в 100% случаев можно нафантазировать вполне разумную трактовку полученной философской мешанины.

Философия размывается и все больше возвращается к истокам своего единства с другими способами познания – искусством и религией. С религией ее роднит абсолютная истинность познания. А с искусством – рядоположенность, равноценность неограниченного числа способов выражения. Как бесконечно число истинных отражений предмета искусства (заката, цветка, звезд, любви) в мелодиях, словах, рисунках, так бесконечно и число разумных философских сентенций.

0
Ваша оценка: Нет