Мы, просвещенные обыватели, уже давно перестали задавать себе вопрос: а кто же действительно прав? Мы знакомимся со всеми философскими направлениями, школами, течениями. И не расстраиваемся, не найдя Единственного ответа.

А философам, хочешь-не-хочешь, приходится принимать одну из сторон и честно отстаивать ее принципы. Возможно он (философ) сможет выдвинуть и свой более или менее оригинальный тезис (принцип, гипотезу). А дальше? Дальше он вынужден будет употребить всю последующую жизнь на доказательство состоятельности этого тезиса. Но тезис уже состоялся в момент произнесения. И, казалось бы, любопытство должно подталкивать философа к поиску новых углов зрения, к выдвижению все новых и новых гипотез... Но этика современного философского сообщества указывает на то, что менять принципы нехорошо. И он вынужден делать подмену и подвергать философскому анализу уже не сам предмет (познание, мышление, науку), а тот свой первый тезис. И все последующие заботы философа сводятся лишь к подтверждению права на то место, которое он занял, к отстаиванию точки зрения. И впоследствии нам придется лишь сухо констатировать, что он стоял на таком-то принципе и придерживался такого-то тезиса. Но посмотрев со стороны, не увидим принципиальной разницы в этом множестве точек зрения и нагромождении принципов. Перед нами бег по кругу. И остается только сделать заключение, что это бег ниоткуда и никуда, или …

Или вдруг понять, что этот круг и есть круг нашего знания о Мире. Что это Знание есть сумма всех маленьких знаний, всех точек зрения, но не в виде формального набора тезисов и теорий, а как Осознание необходимости каждого из них, необходимости этого бесконечно-замкнутого движения. И приняв это Знание, мы оказываемся в самом центре этого круга Познания. Понимаем его как Абсолют. Без определений. Оставив все знания за кругом.

0
Ваша оценка: Нет