Тому непрерывному мутному потоку, который сопровождает нас в обыденном существовании и который мы называем мышлением, не следует придавать статус чего-то возвышенного – мысли это такие же объекты, как столы и кружки, только другого статуса. Первые даны перед мысленным взором, вторые – перед обычным. Первые во времени, вторые в пространстве.
Наше существование – это пребывание во множестве различенных объектов, наше существование и есть непрерывность этого различения. И мышление, как множество различенных во времени мыслей, рассматриваемое с позиции существования, просто существования, по сути, ничем не отличается от созерцания различенных в пространстве вещей. И одни и другие – мысли и вещи – просто даны нам.
Да, можно возразить, что наши мысли подвластны нам, что мы можем по своей воле перетасовывать, переставлять их. Но ведь и ложку с вилкой на столе мы можем поменять местами. То есть помимо возможности чистого созерцания пространства вещей и временного потока мыслей, нам дана возможность совершать над ними – вещами и мыслями – различные действия, оперировать ими. Повторю, мысли не есть нечто возвышенное – это объекты нашей действительности, которые можно просто созерцать, а можно и отодвинуть, отложить, переставить.
А как же разум? творчество? и прочие головокружительные высоты мысли? Да, можно созерцать кирпич, можно положить один кирпич на другой, а можно создать архитектурный шедевр. Так и с мыслями: можно лишь констатировать их поток, можно пытаться им как-то управлять, а можно возвести из мыслей замок. Все это проблема уровня субъекта, а не вопрос соотношения мысли и вещи – они лишь различенные субъектом объекты.
Я мыслю, следовательно, существую? Для существования достаточно просто различения. Вещей и мыслей. Или только вещей. Или только мыслей (если закрыть глаза). Скажи, что ты различаешь, и я скажу кто ты.