Рассуждая об истине, мы очень часто сталкиваемся с банальным неразличением дух понятий: (1) «истинность» – то, что характеризует конкретное предложение, конкретного языка в конкретной логической системе, и (2) «Истина» – нечто сопровождающее познание, познание как творчество, познание как рост нашего понимания Мира.

Закон Архимеда (в словесном выражении) – это истинное предложение в рамках классической физики, а вот то, что выбросило Архимеда из ванны, что заставило его завопить «Эврика» – это Истина. Когда мы доказываем теорему, мы работаем с истинными суждениями, а когда ощущаем, что приближаемся к пониманию нечто нового, – говорим о «поиске Истины». Потом, когда мы сформулируем это свое новое, ощущение Истины покинет нас – мы приобретем лишь истинное предложение.

Итак, когда мы смотрим ответ в конце задачника, мы имеем дело с истинностью (предложения), а когда предчувствуем, что вот-вот сформулируем новый закон, говорим «мы приближаемся к Истине». И конечно, можно сказать, что новая формула связана с Истиной (нашим ее ощущением), но сама Истиной не является – она есть лишь истинное предложение.

Ощущение приближения или постижения Истины доступно многим: думаю, не ошибусь, сказав, что каждый философствующий считает себя причастным к Истине, хотя перед нами полное разнообразие уровней и направлений философствования. Истинность суждений (результата познания) проверяема, соотносима, конвенциональна, а вот Истина – нет. Поэтому никто никому никогда не имеет права заявлять «я ближе к Истине». Каждый всегда при своей Истине. Или точнее, все всегда при одной Истине.

Само знание, само понимание напрямую не связаны с Истиной. Познающий может знать много или мало – это никак не влияет его причастность к Истине. Молодой пытливый студент чаще намного «ближе» к Истине, чем всезнающий профессор: первый еще способен к развитию. А вспомнив свой опыт или представив Архимеда, вылетающего из ванны, легко сделать заключение: мы причастны к Истине в моменты изменения (расширения/углубления/роста) нашего понимания. Вот так устроена человеческая психика: Истиной мы не обладаем, мы ее ощущаем в моменты прозрения.

Представьте, если бы было иначе и каждый, кто ощутил Истину, на этом основании бежал бы за своей нобелевкой. Истина как стимул познания, путеводная звезда познания, как награда за сдвиг в индивидуальном познании дана всем. Но она ничуть не гарантирует, что в результате познания появится хотя бы несколько истинных – логично связанных – предложений. Тут так: истинные достижения всегда сопровождаются ощущением Истины, но само это ощущение ничего не гарантирует.

0
Ваша оценка: Нет