Любое творчество – и художественное, и философское, и научное, и даже техническое – содержит момент, как вы отметили, «переживания, направленного на достижение непосредственного сверхчувственного единения». Обычно такое состояние мы связываем с понятиями интуиция, прозрение, творческий экстаз, вдохновение и пр. И говоря, что «я и сам имею акты такого опыта», вы, скорее всего, имеете в виду именно это творческое состояние, а никак не мистический опыт в строгом его понимании.

Говоря о собственном «мистическом опыте», по сути, вы имеете в виду довольно распространенные истории о случайных прорывах в научном творчестве: одному кольцо бензольное приснилось, другому – таблица его имени и пр. Предвидение, предчувствие научного результата, который только потом обретает рациональное обоснование – это нормальная ситуация, которую принято связывать с интуицией. И нет в этой ситуации какого-либо «смыкания мистики (читай “интуиции”) и Логоса» – в конечном итоге в тексте (научном, философском) остается только логика, и никого (кроме историков науки), не волнует, каким образом зародилась исходная идея: музыка ли навеяла, во сне ли приснилось. Но в любом случае, исходная точка всегда (!) иррациональна – идеи сначала рождаются (иррационально), а потом обосновываются (логически).

Итак, следует заключить, что все интуитивные творческие прозрения не имеют никакого отношения к мистике, как и творчество не имеет никакого отношения к тем, кого принято называть мистиками: христианские мистики, суфии, просветленные, достигшие нирваны, архаты, бодхисаттвы и пр. И проблема тут не в культивировании нами того или иного способа мышления, видения Мира, а в элементарной терминологической чистоплотности: ну, если есть термин, то и использовать его надо в том значении, которое он приобрел задолго до того, как мы с вами стали проявлять свои мыслительные способности. То есть существует две практически не пересекающихся проблемы: (1) отображение, фиксация в философии мистического (религиозного и эзотерического) опыта, мистического познания и (2) философский анализ иррациональной составляющей любого творчества, в том числе и философского.

0
Ваша оценка: Нет