Мистика есть только одна – мистика сверхчувственного опыта, просветления, непосредственного (тождественного) познания. Действительно, традиционно мистицизм связан с религией, но он не является ее обязательным элементом и может существовать и вне нее. Более того, христианство и ислам не всегда однозначно относились к мистикам – вплоть до гонений и казней.
Получение мистического опыта порой подвигало людей к попыткам зафиксировать его в виде текста: религиозного, художественного, философского, а порой и совмещающего в себе все эти черты. И говоря о мистическом элементе в философии Плотина и прочих, мы имеем дело именно с ситуацией вербализации мистического познания. (Кстати, неоплатоник Прокл не был мистиком, хотя писал практически то же самое, что и Плотин.)
Но опять повторю: анализируя мистическую философию (философию мистиков), следует понимать, что их философские произведения являются именно философскими – рациональными системами категорий, а не набором откровений (иначе они были бы отнесены к разряду религиозных текстов). А то, что называют «тождеством логики и мистики» в философских текстах, так это их некоторая образность, художественность, аллегоричность, иносказательность, не имеющая ни малейшего отношения к мистике – так разукрашены могут быть и сугубо «реалистичные» произведения.