Очень странное место занимает в сфере познания понятие «реальность» – да еще для пущей важности сопровождаемое уточнением «объективная». Давайте попробуем разобраться, где же в наших головах можно провести границу между реальным и нереальным. В этой постановке проблемы существенно указание на наши познающие головы – думаю, нет необходимости объяснять, что в Мире такой границы не существует.

Или все же это не столь очевидно? Или в мире можно выделить реальные и нереальные феномены? Нереальный – это несуществующий? Понятно, что, если для конкретного человека нечто не существует – он просто не знает, не верит или не воспринимает вследствие дефектов органов чувств или психики, – то это нечто для него нереально, а реально, соответственно, то, что он знает, осязает, во что верит. Так вот, можно ли таким же образом разделить Мир на реальное и нереальное, если под Миром понимать исчерпывающую совокупность всех событий, явлений, феноменов? По предложенной логике выделения нереального, такового в Мире не должно быть. То есть границу между реальным и нереальным мы должны отождествить с границей самого Мира? По сути, это означает, что принцип выделения нереального, который для субъекта совпадал с критерием существования, принципиально неприменим на уровне Мира как целого – следуя этому принципу, можно лишь констатировать, что Мир реален и все его феномены реальны по самому факту своего выделения, называния.

Если и анализировать феномены по критерию реальности, то лишь относя их к различным уровням реальности. Понятно, что, скажем, сказка, миф, летопись, научное историческое исследование, само историческое событие, местность, где оно разворачивалось, не одинаково «реальны» – не в одинаковой степени. Но как существующие, как однозначно выделенные они все безусловно реальны. Речь, конечно, идет не о реальности событий, описываемых в сказках и мифах, а о реальности самих сказок и мифов. То есть, опять возвращаясь к обозначению границы между реальным и нереальным, можно заключить: если некоего события не было, то его и нельзя отнести к мировым явлениям, к Миру, оно никак не повлияло на его движение, а вот сказки-мифы – они абсолютно реальны и необходимо вплетены в цепь мировых событий.

К чему же мы пришли? Мир по определению есть исчерпывающая совокупность реальных событий, посему выделение того или иного события не требует дополнительного подкрепления его статуса указанием на его реальность – нереальные события можно просто называть несуществующими, то есть не имеющими отношения к Миру. И конечно, важнейшим моментом этих рассуждений является введение понятия уровней реальности. Так упоминание в мифе несуществовавшего события автоматически относит сам миф к уровню мифической реальности, на котором оно и имеет значение как существенное в движении мира. Естественно, что научное описание исторического события имеет отношение к другому уровню реальности, а само событие и географическая местность к третьему, четвертому и т.д.

Но, конечно же, разговор о реальности «реальности» не стоило бы и заводить, если бы все закончилось банальным заключением о реальности как Мира в целом, так и всех его феноменов. Ведь и вопрос-то изначально ставился по-другому – весь разговор о реальности Мира был лишь лирическим отступлением, разъяснением, – ведь ставилась задача нахождения границы между реальным и нереальным в наших головах, в познании.

0
Ваша оценка: Нет