В основании любой философской концепции лежит единство. В форме ли Единого Бога, единой материи, единого разума, единого универсума событий, единого Я, единого Брахмана и т.п. Именно это я и хотел выразить: единство действительно основание всего, основание всякого мышления, всякой философии, но... недостаточное основание. Для вывода (выращивания) системы категорий нужно разъять это единство. Само единство гносеологически и онтологически бесплодно – оно пусто, непосредственно, неопределенно.
Каждая философская концепция начинается с отрицания априорного единства. Гегель единству непосредственного бытия противопоставляет «небытие». В индуизме Брахман возможен как творящий только в союзе с хранителем Вишну и разрушителем Шивой, а в Веданте – через субъектную субстанцию, душу, Атман. Даже в самых примитивных религиозно-мифических онтологиях всегда существует отрицательная сила, противопоставляемая единому светлому основанию божества. Поэтому сказать, что в основе некоторого подхода лежит единство, значит ничего не сказать – обязательно надо констатировать единство «чего». И этой констатацией разрушить единство. И лишь тогда все дальнейшее построение системы категорий станет осмысленным – по сути, процессом восстановления этого единства.