Поэтический текст не обязан быть рациональным/логичным. В поэтическом тексте не только нет однозначной рациональной связи между высказываниями, но явленная последовательность слов может быть не связна не только смыслово, но даже грамматически:

Дыр бул щил
убещур
скум
вы со бу
р л эз...

(А.Е. Крученых)

К тексту прозаического художественного произведения и религиозной проповеди не предъявляются требования быть логичными, рациональными – выдерживать строгую логическую последовательность изложения и тем более вывода какой-либо результирующей мысли.

А вот философский текст просто обязан быть рациональным, то есть в нем должно быть логически вычленяемое содержание, которое можно пересказать без существенных потерь: исходные суждения, основные содержательные выводы с их логическим обоснованием. И, по сути, такая логическая выжимка исчерпывает философское содержание текста. Хотя, безусловно, текст может иметь и художественные достоинства, не передаваемые простым логичным изложением, но это не является обязательным требованием к нему. То есть, если из потока текста мы не сможем вычленить рациональную последовательность мысли, то этот текст не имеет никакого отношения к философии – может, просто бред, а может, художественное произведение или мистическое откровение.

Еще раз: философским текстом может считаться только тот текст, философское содержание которого (идеи, мысли, относящиеся к философским проблемам) можно изложить без каких-либо потерь на любом языке, с сокращениями, скажем, для учебника или энциклопедии. Это возможно только тогда, когда в тексте есть рациональная составляющая. Содержание, не поддающееся адекватному пересказу, не является философским, возможно, оно художественное.

В противоположность философскому поэтический, художественный текст принципиально не поддается такому пересказу: его ценностное содержание нерационально, не основано на логике изложения, не сводится к вычленяемым мыслям, а построено исключительно на неуловимой игре слов, на художественных (нерациональных) образах.

А то, что в художественных произведениях может быть и есть рациональность, а в философских и научных может присутствовать образность (научные трактаты и в стихах писали),– это общее место. Вы выделите в чистом виде произведение искусства, с одной стороны, и философский и научный текст – с другой. Произведение искусства (стихи, музыка и пр.) будет являться таковым только тогда, когда после изъятия из него всей рациональности, останется нечто, не передаваемое обычным пересказом. И наоборот, научный и философский текст можно будет признать таковым только тогда, когда после устранения из него всех художественных рюшечек, в нем останется рациональное содержание, пересказываемое (логически излагаемое) без каких-либо потерь.

0
Ваша оценка: Нет