Слышал такую историю. Маленькие дети, когда рисуют – рисуют линии. Солнце, дерево, домик. И если ребенка отдают в художественную школу, его отучают рисовать линиями. В мире есть переливчатые пятна разного цвета, а линий нет.

Критерии, конечно, очень важная вещь для рациональности. Но опасная. Забывший о рациональности интеллект начинает действовать так, будто на самом деле реальны критерии, они существенны и существуют, а прочее – как-то не очень важно и реально.

И тогда надо вспомнить, что критериев не существует. Это всего лишь выдумки тех, кто не очень умеет рисовать.

Но дети все же начинают рисовать линии. И если они не начнут этого делать, если не научатся проводить границы, им уж точно потом не объяснить, что однозначных границ/критериев не существует.

Так и в мышлении – если мы не сделаем первый примитивный шаг по разделению понятий, то и никогда не поймем их единство. Поэтому вопрос о различении есть вопрос возвращения к истокам, а не к примитивности. Чтобы отрицать критерии, их надо сначала выделить. Абсолютно отрицать можно только абсолютные критерии – вот таких действительно быть не может.

С другой стороны, отрицание существования рациональных критериев рациональности равносильно отрицанию самой рациональности. При таком отрицании вы сами себе приписываете статус критерия рациональности. Единственного.

Так что в вашем тексте больше лукавства и ухода от ответа.

Те, кто видят лишь один критерий, не умею думать. Те, кто не видят ни одного критерия, не могут ничего сказать.

0
Ваша оценка: Нет