Вопрос о том, стоит ли создавать философский текст [я бы добавил: музыку, стихи, картины], чтобы гордо называться философом [композитором, поэтом, художником], открыт...

Согласитесь, здесь можно только улыбнуться. И тут совершенно не важно какого качества продукт: любой, кто пишет музыку – композитор. Мы вправе оценить его музыку и признать ее гениальной или бездарной: автор последней все равно будет композитором – плохеньким, бездарным, но композитором. Философия – это конкретный вид деятельности, и как в любой деятельности даровитость и бездарность оценивается по конкретному продукту, а не по разговору на кухне.

А человек, не написавший ни одного философского текста, не может считаться философом (что бы он там о себе не думал): как мы определим, что он философ, а, скажем, не поэт, если он не производит ни какого профессионального продукта?

0
Ваша оценка: Нет

Без эрудиции нет философа...

 

Без эрудиции нет [подставляйте любую интеллектуальную профессию]... ))

 

А если серьезно, то эрудиция, когда на ее указывают, как на нечто выделяющее человека на фоне менее эрудированных, является сильной преградой для интеллектуальной деятельности - интеллектуал не должен много знать (быть эрудированным), а должен уметь быстро и в нужном объеме получать необходимые знания. Все эрудиты бесплодны. Зачем им творить, зачем задаваться вопросами, если они и так все знают ))))

Все эрудиты бесплодны.

Спорный тезис. Пример для подражания - Лейбниц Готфрид Вильгельм - философ, математик, лингвист, основатель теории решения научных проблем (ТРНП).

 

Эрудиция — глубина, блеск и широта, которая возникает в результате образования и систематического чтения и осмысления. Образованный человек умеет делать критические выводы, используя дедуктивную логику. Человек-эрудит имеет дополнительные знания в более обширной области закрытой информации, имеет более глубокие и тесные отношения с литературой по предмету и более широкий интеллектуальный горизонт.

 

Эрудиция имеет отношение к образованному человеку. Однако это не одно и то же. Человек-эрудит обязательно образован, но образованный человек — не обязательно эрудит. Критическое различие в том, что человек-эрудит стремится преодолеть свою грубость и относительную ограниченность, в то время как просто образованный человек не видит в этом особенного достоинства. Человек-эрудит вникает в конкретные темы непосредственно через монографии и исследование, а не из курсов обучения предмету. «Ничто на веру – все через опыт и исследования первоисточников» - матапроцедура истинного эрудита.

Приведу конкретный исторический пример.

Во всех учебниках теоретической механики и в «Курсе физики» приводится так называемая «Теорема Кориолиса» - утверждение о том, что абсолютное ускорение «сложного» движения является векторной суммой относительного ускорения, переносного ускорения и поворотного ускорения. Специалист на этом удовлетворяется.

Человек-эрудит (и поэтому - полиглот) обращается к первоисточнику – Работе Гюстава Гаспара Кориолиса на французском языке и обнаруживает, что в 1835 году этот инженер  опубликовал свою научную статью  на 10-и страницах, в которой рассматривается влияние инерционных сил на детали в механизмах, движущихся относительно друг друга с вращением. Статья Кориолиса содержала преимущественно математические выкладки классической динамики в виде систем уравнений для каждой из трех координат пространства и была очень сложной для восприятия. Сейчас ее можно прочитать в оригинале.

 

В этой статье рассматривались условия возникновения неизвестных ранее инерционных сил. Об ускорениях не было малейшего упоминания. Более десяти лет после публикации Г. Кориолиса научная общественность хранила молчание. Авторитетных отзывов и комментариев на публикацию Г. Кориолиса не наблюдалось.  Только в 1847 году  французский математик Жозеф Луи Франсуа Бертран (1822 - 1900) направил во Французскую Академию Наук «упрощённые» выкладки, подтверждающие и объясняющие с другой  - кинематической - стороны, обнаруженные Кориолисом закономерности - абсолютное ускорение сложного движения является векторной суммой относительного ускорения, переносного ускорения и поворотного ускорения.

До сих пор современные  источники и учебники по теоретической механике и физике повторяют такие кинематические доказательства Ж. Бертрана и называют их «теоремой Кориолиса» не ставя в известность  об этом историческом факте. На самом деле  - это доказательства Бертрана.

Тем самым авторы учебников -специалисты в своей области, - не различают разницы между доказательствами Бертрана и фундаментальными трудами Кориолиса.

В результате - создается впечатление, что сам Кориолис занимался решением исключительно кинематических задач и не открыл существование в природе особой силы, которая в других странах Запада называется «силой Кориолиса», а Бертран не занимался кинематикой.

Именно Кориолис первым обнаружил  существование неизвестной ранее силы инерции (а не ускорения сложного движения), причём непосредственно «на кончике пера», как призывал это делать Лейбниц.

 

  

Спорный тезис. Пример для подражания - Лейбниц Готфрид Вильгельм - философ, математик, лингвист, основатель теории решения научных проблем (ТРНП).

Если бы вы написали "все великие философы били эрудитами", тогда бы можно было бы прислушаться к вашей мысли. А указание на единичный случай, скорее опровергает индуктивный вывод, чем его подтверждает ))

 

В современном мире понятие "эрудит" имеет одно значение "человек с хорошей память, знающий много фактов" (порой никому не нужных, которые за несколько секунд можно найти в сети). Таких людей можно видеть среди победителей телевизионных шоу типа "Своя игра". И практически поголовно они не только не являются творческими людьми, а даже интеллектуалами их назвать сложно (один Вассерман чего стоит :).

 

P.S. Прошу не надо приводить большие цитаты в комментариях.