Мистика есть непосредственный вне-над-рациональный способ познания Абсолюта/Единого/Бога. Философия – рациональное познание мышления или, можно сказать, мыслимого. Подчеркиваю, что именно и исключительно рациональное, зафиксированное в виде логичного, в той или иной степени однозначно интерпретируемого текста. То есть то, что можно узнать, прочитав книжку (философскую), не может иметь никакого отношения к мистическому познанию.

Мистика по своему определению есть нечто иррациональное, то есть принципиально невыразимое в тексте, а поэтому она никак не может быть философской (философия по определению может существовать только в виде текста). Если и говорить о философах-мистиках, следует сказать, что, если мистик является философом, то его мистический опыт от этого не становится философским. Мистический опыт вообще не может быть никаким, кроме как мистическим. Мистический опыт не зависит не только от профессии его пережившего (философ, ученый, проповедник, шофер и пр.), но и вообще ни от чего – обрывочные свидетельствования о нем (откровения) практически одинаковы, кем бы они ни были сделаны: буддистом, шаманом, суфием, христианином и пр.

Тут главное – не путать сам мистический опыт, само мистическое познание, достигнутое посредством медитации, погружения в транс, прочих психофизических практик с попытками построения на его основе философских концепций, то есть того, что можно назвать «мистической философией» – философией, опирающейся на мистический опыт. При этом следует понимать, что, как ни изучай философию буддизма, даосизма, неоплатоников и пр., через это изучение невозможно хоть сколько-нибудь приблизиться к самому мистическому познанию. Более того, множество пишущих в русле этих направлений сами не имели никакого мистического опыта.

Если говорить о формальном различии мистической и немистической философии, то тут все просто: исходным моментом первой является воплощение непосредственного и неопределенного Абсолюта (пустота, Дао, Брахман, Бог, Единое), предполагаемо познанного в результате мистического опыта, а исходным моментом второй – нечто данное в восприятии (материя, субстанция, Я, бытие). Ну а далее философ-мистик пытается в своей философии обосновать возможность и необходимость эманации Единого во многое чувственной реальности, а философ-немистик – достроить многое до Единого.

0
Ваша оценка: Нет