На мой взгляд, традиционно смешивается представление о Я и представление о том, чему оно «принадлежит». Тело – это Я? Наверное, правильнее было бы говорить, что Я связано, ассоциировано с телом. Ну и так далее по уровням: эмоции, психика, мышление... Это все не Я. Это телесные оболочки.
Я – это субъект. И если я, как субъект, могу в качестве объекта различить свое тело, свои эмоции, мысли и в той или иной степени управлять ими, то они явно находятся вне Я. И развитие всех «тел», оболочек ведет именно к их отделению от Я, отдалению от субъекта: они становятся управляемыми, как совершенно внешние предметы (тут уместно вспомнить йогов).
Вот и получается: что бы мы ни хотели представить в виде элемента Я, оно таковым не является просто по причине, что «оно» мгновенно становится объектом внимания Я, а, следовательно, им не является.
Логически получается, что Я – это не Мир, не действительность. Я – это не объекты. Любое различение Я выбрасывает различенное за пределы Я. По сути, Я это граница между различенным и неразличенным. Я ощущается лишь как движение этой границы, как субъект приращения действительности.
Итак, Я – это то, что различает, а, следовательно, само по определению является неразличимым.
По сути, это точка отчета нашей действительности: относительно нее все существует для нас. Я можно определить как отрицательное по отношению к действительности. В положительном же плане Я есть сама наша действительность, поскольку в ней нет ничего, что бы мы не могли различить.