Гегель: «Уже выше, говоря о моменте наличного бытия, о в-себе-бытии, мы упомянули о вещи-в-себе и при этом отметили, что вещь-в-себе, как таковая, – это не что иное, как пустая абстракция от всякой определенности; об этой вещи-в-себе, разумеется, ничего нельзя знать именно потому, что она абстракция от всякого определения. – После того как вещь-в-себе предположена таким образом как то, что неопределенно, всякое определение имеется вне ее, в чуждой ей рефлексии, к которой она безразлична».

Интересна гегелевская абстракция: невидимая нить, прошивающая онтологические слои, на каждом из которых на нее навешиваются феноменальные одежды – «чуждые ей рефлексии, к которым она безразлична». То есть не следует искать под локальными уровневыми одеждами некое исходное содержание – содержательны только сами одежды. Получается, что кантовский ноумен есть лишь место, указание, яма для заполнения. Преемственность в заполнении этой пустоты содержанием определяется не формой ямы, а уже имеющимся содержанием: ну, скажем, в яму с навозом на следующих уровнях продолжают сваливать навоз, а в яму с зерном – зерно. То есть имеется нечто, объединяющее разные уровни иерархии, но это нечто нельзя мыслить как некоторое прото-содержание: если мы выгребем ямы до дна, они станут неразличимыми – «пустыми абстракциями от всякой определенности».

0
Ваша оценка: Нет