Тут мы плавно переходим к теме рациональности философии, ее безусловной логичности. Опровергая мое общее определение философии как рационального познания мышления, вы в качестве главного довода приводите существование различных философий: этической, эстетической, религиозной. При этом вы опять наступаете на грабли под названием «непроведение границ». Вы же понимаете, что есть религия и есть философия религии, этика и философия этики, мистика и философия мистики, наука и философия науки. Иными словами, есть в разной степени рациональные/иррациональные сферы человеческой деятельности и есть их философское осмысление. И философия от того, что ее предметом являются религиозное, научное, этическое и пр. мышления, не становится ни менее и ни более рациональным познанием этих типов мышления. Ну как рациональность научных методов не зависит от рациональности или нерациональности предмета: к примеру, неважно, исследуется ли мышление математика или пациента психиатра. К любым философским текстам, какой бы теме они ни были посвящены, каким бы ни был их предмет, предъявляются одинаковые требования – быть логичными. Именно строгая логичность отличает философскую теорию от художественных или религиозных текстов. И если мы называем философию Плотина мистической, то уж точно не потому, что его тексты отличаются, скажем, от произведений Аристотеля нелогичностью, иррациональностью. Наоборот, тексты Плотина мы называем «философией» именно потому, что они предельно логичны и образуют строгую систему понятий – теорию. А мистической его философию называют лишь потому, что предметом его рационального анализа является его мистический опыт. То же можно сказать и о буддисткой, суфийской пр. мистических философиях – они относятся нами к философиям (а не к религиозным, мифологическим или художественным текстам) исключительно по причине своей рациональности. То есть, когда мы вообще говорим о какой-то философии, к примеру, философии даосизма, это означает, что мы из всего разнообразия религиозно, политически, эстетически, этически и пр. окрашенных текстов выделяем рациональную составляющую, поддающуюся однозначному воспроизведению, имеющую в той или иной степени строгую систему понятий. Безусловно, в философских текстах присутствуют художественные элементы. Но при изъятии этих рюшечек и бантиков тексты останутся философскими (даже еще более философскими), а вот без логики (рациональности) дай бог, чтобы они сохранили статус просто читабельного текста.

0
Ваша оценка: Нет