На уровне анализа творческого порыва, творческого восприятия вполне можно отождествлять художественное и разумное мышления.

Однако если опуститься на уровень практической реализации, воплощения творчества в произведениях, то тогда непременно следует различать разумное мышление как оперирование элементами формальных языковых систем, заканчивающееся построением рациональных структур, и художественное мышление, запечатлевающее себя в иррациональных структурах. И тут уж никуда не деться от различения: разум оперирует мыслями, а душа – чувствами; разумом мы понимаем, а душой чувствуем. Хотя в быту мы часто игнорируем эту строгость, говорим о чувствовании Канта и понимании Баха, но конечно, подразумеваем не восприятие душой текстов Канта и не рассудочный анализ фуг Баха.

Повторю, вопрос сугубо терминологический – можно говорить и о разумности музыки Баха и о душевности Канта. Можно. Но стоит ли так усложнять язык, вводя в него столько неоднозначности?

0
Ваша оценка: Нет