Ну что ж, попробуем понять объективность и необходимость «жалоб на дурость». А заодно – разобраться с вариантом разрешения противоречия бытия и сознания.

Основным внешним проявлением закономерности состояния какой-либо системы (биосферы, социума) является спектр элементарных форм: набор и процентное соотношение специализированных клеток в организме (для его обеспечения огромное количество клеток гибнет в онтогенезе), количество типов организмов (столько-то травоядных, хищников и т.д. – излишки быстро удаляются, недостача дополняется), набор профессий и пр., необходимых для обеспечения текущего состояния производства в социуме. Понятно, что именно согласованное соотношение разнообразных элементов и обеспечивает сбалансированную системность.

Поэтому при упоминании «сознания и бытия» следует говорить не о сознании единичного человека, а о типичном сознании той или иной группы членов социума, само наличие, специфические качества и объем которой жестко предопределены. Скажем, в древнем мире социумное бытие подразумевало определенное процентное соотношение аристократии, ремесленников, рабов, жрецов, воинов и т.д., а также предопределяло основные качества тех, кто входил в эти группы – некое условное, усредненное сознание. В современном мире – это другие группы, другие пропорции, с другими сознаниями. Но они так же предопределённы условиями современного социумного производства. Коротко: бытие определяет необходимый для его обеспечения спектр типов сознания.

Дальше следует рассмотреть существеннейшее отличие человека как элемента социума от биологического организма. Оно заключается в том, что животное имеет фиксированную специализацию, то есть не может менять ее в течении жизни. Ну, скажем, если мало хищников, то они должны народиться, а не появятся путем переквалификации в них травоядных. Человек же рождается практически универсальным и не только может в дальнейшем выбрать ту или иную специализацию (занять место в той или иной социумно предопределенной группе), но даже менять свою специализацию по ходу жизни. Понятно, что существует огромное разнообразие социумных механизмов, служащих для поддержания требуемого равновесия (численного соотношения) между социальными группами: от кастовости и войн до идеологической агитации и приоритетов в образовании и пр. (это отдельная интересная тема). Так вот, поскольку социумное бытие определяет лишь спектр типовых сознаний и только опосредованно, через них, индивидуальные сознания, то естественно между типовым сознанием группы, в которую так или иначе попал человек, и его личным сознанием может существовать рассогласование. Если рассогласования нет, то полная гармония и счастье. А если человек волею судеб оказался не в соответствующей своему уровню группе или в результате личного роста или внешнего воздействия превысил типовой уровень, то тут начинаются страдания и жалобы. Если рассогласование незначительное, либо действуют жесткие механизмы удержания границ групп (скажем, кастовость), то страдания и жалобы будут сопровождать человека до конца жизни. Если рассогласование превышает уровень допустимых рамок, человек может перейти в другую группу.

Так вот, в социуме механизм возникновения жалоб и страданий столь же объективно в него заложен, как и спектр типовых сознаний: с одной стороны, он есть следствие изначальной универсальности и гибкости человека, а с другой – он является необходимым условием для изменения состава групп. Социум изменяется быстрее, чем биосистема, в которой изменение групповых пропорций осуществлялось через многие поколения.

Вывод простой: для того, чтобы избежать страданий, нужно либо урезать себя до типового сознания (можно, скажем, по-русски – водкой) или, если уж начато движение, то не останавливать его до выхода за пределы любых возможных типажей.

0
Ваша оценка: Нет