…Я говорю лишь о том, что сегодня в физике происходит перекос в сторону полной «роботизации» мышления. Выбор модели живого универсума вообще никак не мешает математике. И я не собираюсь с помощью духа искать полезные числа… Этическая логика служит лишь на этапе выбора модели, но затем вступает в силу рацио, а модель остается в голове и частично – на бумаге. Так всегда и было… Наоборот, если в вашем подходе (чего я еще не уяснил) есть элементы субъективного идеализма, то о научности речи и быть не может. В сложной конструкции сочетания внутренней истины с объективностью науки я еще толком не разобрался.

Не надо путать «роботизацию» формальных моделей (теорий) – они были и будут рациональными по определению (других не бывает), – и «роботизацию» мышления, то есть того, что приводит к генерации модели (теории). Вообще, если мышление производит какой-либо продукт (пусть и формальную теорию), оно уже не роботизировано. Или в моих терминах: появление новации невозможно описать рационально.

Наши разногласия наиболее остро проявились в точке «выбора модели». Вполне естественно, что, имея одну точку опоры, одну этическую логику, вы и приходите к выводу о единственности модели. Я же, предполагая неконечное множество субъектов познания (и не только в лице себя, других людей, а вообще субъектов – биологических, химических т.д.), не вижу возможности ограничить познание одной моделью. Модель, как формальная структура, принципиально не может «объять» мир. И целью и результатом познания (в частности, человеческого) я вижу именно расширение Понимания (индивидуального и Всеобщего), формирование того, что позволяет делать выбор, того, что предшествует выбору и всяким моделям, того, что позволяет продуцировать модели – в том числе и вашей «этической логики».

В этом действительно есть доля субъективного идеализма, но лишь в том смысле, что каждый субъект продуцирует свою модель Мира. Благодаря этим моделям, а точнее, в самих этих моделях и существуют субъекты. По сути, из этих моделей и состоит Мир. И модели одноуровневых субъектов рядоположены, среди них нет единственно правильной. И суть познания именно и сводится к формированию своего Понимания, своей «этической логики» на основе анализа множества предшествующих моделей, к генерации своей модели, которая по определению не является исключительной, а лишь становится в ряд, дополняя картину. А вот Понимание исключительно и уникально. Но не рационально, а поэтому несопоставимо ни с чем – поэтому и возникает ощущение наличия единого центра.

0
Ваша оценка: Нет